Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж.
Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться предотвратить. Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека.
Характеристика правильной осанки.
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловище, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.
Виды нарушений осанки.
Нарушение осанки бывает 2-х видов:
1. В сагиттальной плоскости: сутулость (увеличен грудной кифоз); тотальный кифоз, круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет поясничного лордоза). Кругло - вогнутая спина (увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз). Плоская спина - сглажены все физиологические изгибы позвоночника.
2. Во фронтальной плоскости. Такое нарушение осанки называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены.
При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость. Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
К задачам физического воспитания относятся: улучшение и нормализация течения нервных процессов, эмоционального тонуса ребенка, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма, активизация обменных процессов в мышцах туловища, создание мышечного корсета позвоночник, исправление дефекта осанки, формирование и закрепление правильной осанки.
Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело – это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить: 1. продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать);
2. полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разно-образных белков);
3. ограничить пребывание у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1,5 часов и не больше 20 минут – для детей дошкольного возраста;
4. обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки;
4. ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.
Родители должны обеспечить ребенку ровную жесткую постель, по возрасту и росту оборудовать рабочее место за письменным столом. Домашнее задание ребенок школьного возраст должен приготовить за 1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин).
Правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука, расстояние от рабочего стола до уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти.
Осанка проверяется во время осмотра. Ребенка надо раздеть и внимательно осмотреть в стойке с соединёнными пятками и разведенными носками стоп. Необходимо обращать внимание на симметрию тела, положение головы, позвоночника, таза, ног. Положение головы очень важно, с положения с приподнятой головой начинаются рефлексы на выпрямление позвоночника, интуитивно организм настраивается на оптимизм. Правильное положение головы – подбородок приподнят, слегка прижат к шее. Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять опираясь во время стойки на одну ногу, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот. Все это нелегко обеспечить, если мышцы слабые. Укрепление мышц дело не быстрое, здесь нужно запастись терпением и действовать систематично и нагрузки нужно повышать постепенно. Перед упражнениями посчитать пульс, учесть возрастную норму. Увеличение пульса во время занятий возможно на 40-50 процентов от исходного. Ребенок должен быть допущен врачом и занятиям ЛФ. Комплекс ЛГ должен соответствовать возможностям тренированности, состоянию здоровья и возрасту ребенка. Нарушение осанки можно исправить за 3-6 месяцев систематических занятий лечебной гимнастикой.
Формирование осанки с раннего детства.
В целях профилактики нарушения осанки и формирования у грудного ребенка, привычной порочной позы рекомендуется применять лечение положением: часто менять положение в кроватке, симметрично развешивать и располагать игрушки, исключить раздражающие влияние резких зрительных и звуковых телевизионных в т.ч моментов, носить ребенка по очереди то на правой, то на левой руке.
Соблюдать режим дня, гигиены питания, вовремя вводить прикорм и витамины. Достаточное время гулять на свежем воздухе (2-2,5 часа в день в любую погоду). Обращаться к ребенку с ласковой речью, постоянно давать понять ребенку, что он любим и необходим. Лечебную гимнастику и массаж проводить систематически. Наиболее эффективно занятие с грудным ребенком на мяче диаметром 35-40 см. Меняя положение на мяче: лежа на спине, на животе, на боку. Класть в кроватку мяч в ноги грудному ребенку во время бодрствования ребенка.
Рекомендации по диетическому питанию
ребенку с нарушенной осанкой.
В ежедневный рацион ребенка должно входить: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Жиры ограничиваются. Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград, йогурт, сок. В перечисленных продуктах содержится: фруктоза, витамины С, В – каротин, Fe, Mn, белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин.