Предупреждения социальных рисков и деструктивной деятельности с помощью ФОРУМ-ТЕАТРА.
Актуальность профилактики деструктивного поведения во все времена никем не оспаривалась, так как существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности. В связи с недостаточностью жизненного опыта и спонтанностью выбора поведенческих реакций подростками в условиях реальной жизни очень важно дать им возможность пережить стрессовую ситуацию, будь то столкновение с законом, употребление наркотиков, алкогольных напитков, никотина, различного рода конфликтов с родными и близкими людьми и т.п., в условиях форум-театра , благодаря которому можно не только расширить поведенческий диапазон учащихся, но и решить проблемы снятия стрессовых состояний. Преимущество данного театра в том, что он позволяет пропустить информацию через себя и осознать последствия своих действий. В игровой форме интерактивного спектакля зрители-подростки могут увидеть варианты решения сложных для них ситуациях.
Что же такое Форум – театр?
Форм-театр дает форму дискриминации. Для этого используются 3 разных типа персонажей: угнетатель (который угнетает другого человека), жертва (которая подвергается угнетению), и пассивный наблюдатель (который не решается сказать или сделать что-либо для защиты жертвы). Спектакль заканчивается, когда все находиться на худшей стадии и угнетение достигает высшей точки.
Сперва актеры проигрывают спектакль один раз, после чего у зрителей есть возможность оценить ситуацию и обсудить то, что произошло, о чем был спектакль и т.д. Они также решают, кто был жертвой, кто угнетателем, а кто пассивным персонажем. Это помогает актерам и зрителям сформировать единую основу для продолжения работы.
Затем зрители просматривают спектакль еще раз. Сейчас у них есть возможность сказать СТОП! Когда они видят или слышат нечто, что, по их мнению, неправильно или будет иметь негативные последствия для жертвы-персонажа, которому в форум-театре уделяется особое внимание. Зритель, сказавший «СТОП!», имеет возможность сам обыграть ситуацию: заменить жертву или пассивного персонажа и попытаться сказать либо сделать что-то, что повлечет за собой изменение ситуации на более позитивную. Таким образом история разрешается, исходя из реакций зрителей, их предложений,участия и личного опыта. Создание дискуссии между актерами, персонажам и зрителями и есть способ создания форума, где сфокусированы диалог и физическая игра. Работа не фокусируется на решениях. Главное заключается в том, что зритель имеет возможность изменить проблемную или конфликтную ситуацию,попытаться, используя свой личный или чужой опыт, показать иные способы поведения в данной ситуации. Это практика на будущее и подготовка к реальной ситуации, которая может случиться в вашей жизни. Когда зритель пытается создать изменение в спектакле, актеры импровизируют, и создается новый спектакль и новая ситуация, исходя из поведения зрителя на сцене.
С помощью персонажа, которого именуют Джокером, создается связь между актерами (персонажами) и зрителями. Задание Джокера быть связью между зрителями и актерами. Он или Она объясняют зрителям, в чем заключается совместная работа, и также помогают им, когда зрители хотят сделать нечто новое в спектакле.
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/tWfDlMansuQ" width="560"></iframe>